doklad_po_pravoprimenitelnoy_praktike

2

 

ЗА 2016 ГОД

»

Сведения о типовых и массовых нарушениях обязательных требований с возможными мероприятиями по их устранению

 

О федеральном государственном экологическом надзоре

В соответствии с ч.6 ст.65 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» федеральный государственный экологический надзор организуется и осуществляется при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и включенных в утверждаемый уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти перечень.

Перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, определяется на основании установленных Правительством Российской Федерации критериев, которые утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.2015 № 903 (далее – Критерии № 903).

, который включает в себя следующие направления:

федеральный государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр;

государственный земельный надзор;

государственный надзор в области обращения с отходами;

государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха;

государственный надзор в области использования и охраны водных объектов;

государственный экологический надзор на континентальном шельфе Российской Федерации;

государственный экологический надзор во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации;

государственный экологический надзор в исключительной экономической зоне Российской Федерации;

государственный экологический надзор в области охраны озера Байкал;

федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения;

обитания на особо охраняемых природных территориях федерального значения;

государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий федерального значения (за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения, управление которыми осуществляется федеральными государственными бюджетными учреждениями, находящимися в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (государственные природные заповедники и национальные парки);

федеральный государственный охотничий надзор на особо охраняемых природных территориях федерального значения.

;

.

 

в установленной сфере деятельности проводятся проверки (плановые/ внеплановые, документарные/выездные), мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и производство по делам об административных правонарушениях.

 

РФ, согласно которой за невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов НВОС представлению сведений для актуализации учетных сведений предусмотрена ответственность в виде административного штрафа.

по постановке объектов НВОС на государственный учет, принять предусмотренные законодательством меры административного воздействия.

: 11 — в отношении должностных лиц, 23 – в отношении юридических лиц.

 

Типовые и массовые нарушения, выявленные при осуществлении федерального государственного экологического надзора в 2016 году

2

3

4

Сокрытие или искажение экологической информации

2187

 

 

осударственный земельный надзор

1.

Под государственным земельным надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований законодательства Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность.

Государственный земельный надзор осуществляется посредством:

ганизации и проведения проверок;

следствий выявленных нарушений;

власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами своей деятельности.

требований земельного законодательства, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена ответственность.

на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на указанных объектах с использованием земель всех категорий, за исключением земель сельскохозяйственного назначения.

Росприроднадзор осуществляет федеральный государственный земельный надзор за соблюдением:

а) обязанностей по рекультивации земель при разработке месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей, а также после завершения строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, сноса объектов лесной инфраструктуры;

б) требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель;

зонах и прибрежных полосах водных объектов;

или иными опасными для окружающей среды веществами и отходами производства и потребления;

) предписаний, выданных должностными лицами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и ее территориальных органов в пределах компетенции, по вопросам соблюдения требований земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений.

884 постановления о назначении административного наказания.

По результатам анализа материалов дел установлено, что указанное правонарушение зачастую происходит в следствие:

несанкционированного размещения отходов производства и потребления;

аварийных ситуаций, приводящих к загрязнению окружающей среды нефтепродуктами;

сбросов неочищенных сточных вод на рельеф местности.

необходимо:

;

за вверенными ему объектами инфраструктуры, для предотвращения несанкционированных врезок со стороны третьих лиц;

систему водоотведения.

 

Типовые и массовые нарушения, выявленные при осуществлении государственного земельного надзора в 2016 году

1

2

3

4

116

 

 

ктов

федерального государственного экологического надзора.

Перечень).

зон и прибрежных защитных полос водных объектов.

РФ.

РФ.

производится исчисление размера вреда, причинённого водному объекту вследствие нарушения водного законодательства.

 

Типовые и массовые нарушения, выявленные при осуществлении федерального государственного надзора в области

использования и охраны водных объектов в 2016 году

Статья

Кол-во

1

 

 

охраны атмосферного воздуха

.

Федерации, настоящим федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха.

Федеральный государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха реализуется посредством:

;

оследствий выявленных нарушений;

власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

(ч.1-3):

природоохранного законодательства.

данное нарушение происходит по нескольким основным причинам:

х) веществ в атмосферный воздух;

х) веществ в атмосферный воздух;

невыполнение в установленные сроки утвержденного плана мероприятий по снижению выбросов, загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

. 3 – нарушение правил эксплуатации, неиспользование сооружений, оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которые могут привести к его загрязнению, либо использование неисправных указанных сооружений, оборудования или аппаратуры

по причине отсутствия выделения необходимых средств на приобретение и обслуживание данного оборудования.

здействия на окружающую среду.

 

Типовые и массовые нарушения, выявленные при осуществлении федерального государственного надзора в области

охраны атмосферного воздуха в 2016 году

Статья

1

2

3

4

5

6

14

 

 

осударственный надзор в области обращения с отходами

 

Федерации, а также законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами.

.

и подзаконных актов, регулирующих сферу деятельности в области обращения с отходами.

В настоящее время нарушения в области обращения с отходами попадают под действие ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающей наложение административного штрафа на юридических лиц вплоть до двухсот пятидесяти тысяч рублей и даже административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Среди типовых нарушений в области обращения с отходами можно выделить:

— отсутствие документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение;

класса опасности;

— эксплуатация объектов размещения отходов, не включенных в государственный реестр объектов размещения отходов;

— несанкционированное размещение отходов;

лиц, допущенных к обращению с отходами.

РФ в части установления дифференцированной ответственности за нарушения требований обращения с отходами производства и потребления в зависимости от характера совершенного проступка.

 

 

тходов I — IV классов опасности

 

с п.1 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности подлежит лицензированию.

лицензии лицензионным требованиям.

Проверка лицензиата осуществляется на предмет соответствия лицензионным требованиям, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 № 1062 «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности».

Так основными нарушениями лицензионных требований является:

, но не предназначенных для размещения отходов I — V классов опасности;

— использование объекта размещения и (или) обезвреживания отходов I — IV классов опасности с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы

— осуществление лицензируемых видов деятельности с отходами, не указанными в лицензии;

— отсутствие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, которые планируется использовать для выполнения заявленных работ, составляющих деятельность по обращению с отходами;

— допуск к деятельности в области обращения с отходами лиц, не имеющих профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I — IV классов опасности.

РФ, предусматривающей наложение штрафа на юридическое лицо в размере до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

самостоятельно до судебного решения в случаях грубых неоднократных нарушений лицензионных требований принимать решение об аннулировании лицензии и приостановке деятельности, способствующей нанесению вреда окружающей среде и здоровью населения.

 

транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности в 2016 году

Статья

ст. 8.2 — Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами

2

226

 

за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр

Задачей государственного геологического надзора является обеспечение соблюдения всеми пользователями недр установленного порядка пользования недрами, требований законодательства Российской Федерации и утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) в области геологического изучения, использования и охраны недр, правил ведения государственного учета и отчетности.

материалы передаются в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Росприроднадзор осуществляет государственный геологический надзор по следующим вопросам:

требований федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, связанных с геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, в том числе на континентальном шельфе Российской Федерации (за исключением требований, надзор за соблюдением которых отнесен к компетенции органа государственного горного надзора);

, содержащихся в лицензиях на пользование недрами, технических проектах и иной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами;

в) наличие утвержденных технических проектов и иной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами;

г) достоверность содержания геологической и иной первичной документации о состоянии и изменении запасов полезных ископаемых;

представления государственной отчетности, а также геологической и иной информации о недрах в фонды геологической информации;

е) достоверность данных, необходимых для расчета платежей за пользование недрами при поиске, оценке, разведке и добыче полезных ископаемых;

ж) сохранность разведочных горных выработок и скважин, геологической и технической документации, образцов руд и горных пород, керна, дубликатов проб полезных ископаемых, которые могут быть использованы при дальнейшем изучении недр, разведке и разработке месторождений полезных ископаемых, а также при пользовании недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых;

) выполнение установленных в соответствующих разрешениях условий создания, эксплуатации и использования искусственных островов, сооружений и установок, проведения буровых работ, связанных с геологическим изучением, поиском, разведкой и разработкой минеральных ресурсов, а также прокладки подводных кабелей и трубопроводов во внутренних морских водах, территориальном море и на континентальном шельфе Российской Федерации (в пределах своей компетенции);

материалов для постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс запасов полезных ископаемых и списания их с государственного баланса;

к) предотвращение самовольного пользования недрами;

л) предотвращение самовольной застройки площадей залегания полезных ископаемых;

м) достоверность данных, включаемых в государственную статистическую отчетность организациями, осуществляющими поиск, оценку и разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу.

Органами Росприроднадзора в 2016 года выявлены 3027 нарушений, связанных с невыполнением условий пользования недрами участками недр. К таким нарушениям относят:

невыполнение условий по началу проведения ГРР;

невыполнение условий по срокам начала добычных работ;

невыполнение условий по утверждению запасов полезных ископаемых;

отсутствие технического проекта на разработку месторождений полезных ископаемых;

невыполнение установленных уровней добычи полезных ископаемых и других проектных показателей.

ублей (взыскано 154 млн.рублей).

усовершенствования работы по направлению государственного геологического надзора целесообразно:

самовольного пользования недрами в отношении участков недр местного значения.

Внести изменения в статью 37 Закона Российской Федерации «О недрах» в части установления оснований для проведения внеплановых проверок в рамках организации и осуществления государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр.

Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по исполнению государственной функции по осуществлению государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, утвержденный приказом Минприроды России от 29.06.2012 г. № 196.

 

в 2016 году

Статья

Кол-во

2

1131

 

 

 

Сведения о результатах административного и судебного оспаривания решений, действий (бездействий) Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и его должностных лиц

 

органами. По итогам рассмотрения указанных жалоб приняты следующие решения:

тивных правонарушениях отменены;

территориальный орган Росприроднадзора, вынесший оспариваемое постановление;

12 жалоб оставлено без удовлетворения, постановления оставлены в силе;

без рассмотрения.

 

Кроме того, центральным аппаратом Росприроднадзора в 2016 году проводилась работа по рассмотрению заявлений хозяйствующих субъектов об отмене результатов проверок, проведенных территориальными органами Росприроднадзора в соответствии с частью 1 статьи 20 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

об отмене результатов проверок.

Их них:

:

1. Департамент Росприроднадзора по Сибирскому федеральному округу;

2. Управление Росприроднадзора по Курской области;

а момент рассмотрения заявления – Департамент Росприроднадзора по Крымскому федеральному округу).

1 заявление комиссией признано необоснованным.

находилось на рассмотрении.

на рассмотрение в Департаменты Росприроднадзора по федеральным округам.

(Управление Росприроднадзора по Кемеровской области).

4 заявления признаны комиссиями Департаментов по федеральным округам необоснованными.

 

актов, решений, действий (бездействия), связанных с контрольно-надзорной деятельностью.

из 1433 рассмотренных судебных дел в пользу Росприроднадзора принято 1025 судебных актов, что составляет 71,5%. При этом на 31.12.2016 в производстве судов с участием Росприроднадзора находилось 1949 судебных дел.

Лучшие показатели судебной работы по выигранным делам у Центрального (84%), Дальневосточного (83%) и Приволжского (87%) федеральных округов.

(64%).

ичины проигрыша дел являются

1. Процессуальные нарушения;

2. Пропуск срока давности привлечения к ответственности;

3. Отсутствие события правонарушения;

4. Неисполнимость предписания.

 

Сведения о проведенных в отношении подконтрольных лиц проверках и иных мероприятиях по контролю

21 927 775,635

мерах административной и иной публично-правовой ответственности

 

 

 

 

 

 

 


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *