Государственное устройство Российской Федерации

Форма государственного устройства России определяется Конституцией РФ. Россия является суверенным, целостным, федеративным государством, состоящим из равноправных субъектов. Основными принципами федеративного устройства Российской Федерации являются следующие:

1. Государственная целостность означает, что РФ – целостное, единое государство, включающее государственные образования, не имеющие права выхода из состава Федерации в одностороннем порядке. Субъекты РФ были образованы ею самой в составе единого государства. В преамбуле Конституции подчеркивается, что многонациональный народ России сохраняет исторически сложившееся государственное единство. РФ имеет все признаки государства: суверенитет, единые территорию, правовую и судебную системы, единое экономическое пространство и пр.

2. Единство системы государственной власти проявляется в наличии общефедеральных органов государственной власти, распространяющих свои полномочия на всю территорию страны, а также в верховенстве федеральной Конституции и законодательства. Субъекты России вне пределов компетенции РФ обладают всей полнотой власти, но при этом они должны признавать конституционное разграничение компетенций между ними и Федерацией, а также верховенство федеральной Конституции. Формирование государственных органов субъектов Федерации осуществляется ими самостоятельно, но в соответствии с общими для РФ принципами. В целях реализации компетенции РФ федеральные органы исполнительной власти могут создавать свои территориальные органы.

3. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ предполагает: 1) определение перечня вопросов ведения РФ; 2) определение предметов совместного ведения РФ и ее субъектов; 3) полноту власти субъектов РФ по вопросам, находящимся вне ведения РФ и вне предметов совместного ведения.

По предметам ведения РФ принимаются федеральные законы, непосредственно действующие на всей ее территории. По предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы, в соответствии с которыми субъекты Федерации могут принимать собственные нормативные акты. Нормативные акты субъектов РФ, принятые по вопросам, находящимся в компетенции РФ или в совместном ведении РФ и ее субъектов, не могут противоречить федеральным законам. В случае коллизии (противоречия) федерального закона и нормативно-правового акта субъекта РФ, принятым по вопросам, которые находятся вне ведения РФ и ее совместного с субъектами РФ ведения, действует нормативно-правовой акт субъекта РФ. Споры по вопросам компетенции между государственными органами РФ и органами государственной власти субъектов Федерации разрешаются Конституционным Судом РФ.


4. Принцип равноправия и самоопределения народов РФ. Россия является многонациональным государством. Российская Федерация включает субъекты, образованные как по национально-территориальному, так и по территориальному принципу. Все нации и народности имеют равные права на национальное развитие. В РФ обеспечивается равенство прав и свобод человека независимо от расы и национальности, гарантируются права малочисленных коренных народов РФ. Каждый имеет право на свободный выбор языка обучения и творчества. Наряду с русским языком, являющимся государственным в РФ, национальные республики в составе Российской Федерации вправе устанавливать свои государственные языки.

5. Равноправие субъектов РФпроявляется в равенстве прав и обязанностей субъектов в составе РФ; конституционно установленных равных пределах компетенции субъектов РФ; равном представительстве всех субъектов в Совете Федерации; равноправии субъектов во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. Однако среди субъектов есть республики, обладающие признаками государства, и государственно-территориальные образования, не имеющие своих конституций, гражданства, государственного языка, высших органов власти.

Основными элементами конституционно-правового статуса РФ являются: федеральная учредительная власть, состоящая в определении конституционного статуса человека и гражданина, установлении формы правления и формы государственного устройства, системы органов государственной власти; территориальное верховенство РФ (РФ включает территорию всех ее субъектов, внутренние воды, воздушное пространство); федеральная правовая система, верховенство федеральных правовых актов на всей территории РФ; система высших органов государственной власти; федеральное гражданство; федеральный бюджет, налоги, собственность, единая денежная система; единые вооруженные силы и внешняя политика; государственный язык РФ; государственные символы РФ.

Россия объединяет 83 субъекта шести различных видов: 21 республика, 9 краев, 2 города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург), 1 автономная область, 4 автономных округа и 46 областей. Конституция РФ допускает возможность принятия в РФ и образование в ее составе новых субъектов.

Общими признаками конституционного статуса субъектов РФ являются:

1. Ограниченная учредительная власть субъектов РФ, являющаяся производной от власти федерации. Однако субъекты самостоятельно решают вопрос о своем наименовании, принимают свои учредительные акты (конституции и уставы).

2. Территориальные права субъектов РФ: на территорию субъекта распространяется его государственная власть, границы территории субъекта не могут быть изменены без его согласия.

3. Правовая система субъектов РФ: субъекты имеют свои конституции или уставы, законодательство, иные правовые акты.

4. Система органов государственной власти субъектов РФ, формирующаяся субъектами РФ самостоятельно, в соответствии с общими принципами организации органов государственной власти в РФ.

5. Представительство в органах государственной власти Федерации: каждый субъект направляет по 2 представителя в Совет Федерации РФ.

6. Субъекты РФ имеют свой бюджет и собственность.

7. Субъекты РФ выступают самостоятельными участниками международных отношений и внешнеэкономических связей.

Различия в государственной организации субъектов Федерации: 1) республика – это государство в составе РФ, обладающее всей полнотой государственной власти вне пределов компетенции РФ, образованное как форма национальной государственности. Республика имеет ряд государственно-правовых признаков: собственную конституцию, систему высших органов государственной власти, республиканское гражданство, государственный язык, собственные государственные символы; 2) края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа – государственные образования в составе РФ. Автономии образованы по национально-территориальному принципу, другие – по территориальному.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *