Методы и инструментарий социологического исследования

Социологическое исследование — исследование социальных объектов, отношений, процессов, направленное на получение новой информации и выявление закономерностей общественной жизни на основе теорий, методов и процедур, принятых в социологии.

Социологическое исследование — способ получения знаний о социальном мире, основанный на строгом сборе фактов и их логическом объяснении.

Инструментарий социологического исследования — совокупность методических и технических средств проведения исследования, включающая методики сбора первичных данных и различные способы анализа и представления данных.

Методы социологических исследований

1. Количественные методы в социологии

Метод опроса в социологическом исследовании

Опрос — метод сбора информации посредством обращения с вопросами к определенной группе людей (респондентам). В 90% маркетинговых исследований используется данный метод.

• массовый опрос (случайно отобранная группа людей — неспециалистов по теме опроса);

• экспертный опрос (респонденты — специалисты по теме опроса).

Особенности метода опроса заключаются в том, что информация отражает социальную реальность с точки зрения ее преломления в сознании опрашиваемых, т.е. данный метод позволяет работать с мнениями людей. Данный метод позволяет охватить массовую аудиторию, но с этим связана относительная дороговизна и высокая трудоемкость.

Методам опроса присущи следующие достоинства:

• Высокий уровень стандартизации, обусловленный тем, что всем респондентам задаются одни и те же вопросы с одинаковыми вариантами ответов на них.

• Возможность проведения статистического анализа заключается в использовании методов математической статистики и соответствующих пакетов прикладных программ для персональных компьютеров.

• Возможность анализировать полученные результаты, возможностью подразделить общую выборку на отдельные категории в соответствии с различными критериями (пол, возраст, образование, и т.п.).

Наблюдение

Один из методов социологического исследования — наблюдение, под которым понимается сбор первичной социальной информации путем прямой и непосредственной регистрации исследователем событий и условий, в которых они имеют место, простейший метод сбора первичной информации, лежащей в основе других методов.

Метод анализа документов

Контент-анализ — метод анализа содержания текста документов

Контент-анализ используется: Для изучения общественного мнения читателей; Для описания событий, явлений, социальных процессов и социальных изменений в обществе;Для интерпретации ответов на открытые вопросы анкет читателей, анализ программ TV, радио, изучение имиджа лидера, изучение аудитории прессы, телеаудитории в том числе новых социальных явлений, формирующихся в обществе


2. Качественные методы в социологии

Метод фокус-группы

Фокус-группы — это другой полезный метод получения идей и предложений. В случае фокус-группы небольшая группа людей собирается вместе в помещении, чтобы выяснить некоторые интересующие заказчика исследования вопросы. Дискуссия направляется модератором, который старается следо-вать примерному направлению вопроса, одновременно отмечая комментарии, сделанные каждым участником в ходе обсуждения. Таким образом, каждый собеседник остается открытым для мыслей другого и предоставляет свои соображения на суд остальных.

Интервью

Глубинное интервью является методом сбора информации, который представляет собой неструктурированную беседу респондента и интервьюера.

Тестирование

Тестом называется кратковременное испытание, с помощью которого измеряется уровень развития или степень выраженности некоторого психического свойства (черты, характеристики), а также совокупности психических свойств личности или же психических состояний (отношений, взаимовосприятие) групп и общностей.

Непременная особенность тестовой методики — многократный контроль информации относительно измеряемой характеристики.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *