Описание одного шедевра: картина Шишкина «Рожь»

И. И. Шишкин – один из лучших представителей русской школы живописи, мастер реалистических пейзажей. Как отмечали его современники, собратья по кисти и критики, художник тонко чувствовал психологию, характер природы и удивительно точно умел их передать, выразить в своём творчестве. Замечательное полотно «Рожь» — яркое тому подтверждение.

картина Шишкина рожь

Рожь, рожь, дорога полевая…

Картина Шишкина «Рожь» — классическое отражение русского национального хронотопа. Что представляет он собою? Гладь полей или степи и уходящую вдаль дорогу. Пространство расширено, его не ограничивают ни горы, ни какие-либо строения. А над ним – такое же широкое, бескрайнее небо, белесо-голубоватое, с плывущими задумчиво облаками. И как соединяющие обе стихии – земли и воздуха – звенья-деревья, вздымающие вверх свои кроны. Именно так и выглядит картина Шишкина «Рожь». Написана она была в 1878 году, после очередной поездки в родную Елабугу. Зрители увидели полотно на 6-й выставке передвижников – и были покорены его незамысловатой величавой красотой и искренностью. Что же увидели они? Идущую от зрителя вперёд неширокую, заросшую травой дорогу, проложенную крестьянскими обозами меж золотого ржаного поля. Нива колосится по правую и левую стороны, невысокая, густая, кажется, так и слышно шорох колосьев под дуновением ветерка.

Описание живописного полотна

Шишкин рожь описание картиныТак выглядит картина Шишкина «Рожь» на переднем плане. Кроме поля, зрителей словно обступает, окутывает со всех сторон небо. Кажется, что оно впускает в себя: шагни через раму, окажись внутри полотна – и будешь внутри него тоже. Поле и небо простираются далеко, куда хватает глаз, и прячутся за горизонтом. А по обеим сторонам нивы, вдоль её кромки, высятся одинокие рослые сосны. И это не случайно. Хоть и названа картина Шишкина «Рожь», но художник не мог удержаться, чтобы не нарисовать своё любимое дерево. Оно по праву считается символом всего его творчества. Сосны высокие, с белесыми, слегка изогнутыми стволами. Их ветви опущены вниз и напоминают роскошный естественный шатёр. Деревья, словно могучие богатыри-часовые, стоят на страже зреющего урожая. Иван Шишкин «Рожь» свою писал, восхищённый искренне не только размахом русских полей, их чистым, свежим дыханием, но и величавостью, гордостью колючих великанов.

Настроение картины

Иван Шишкин рожьРассматривая художественное полотно, проникаясь его очарованием, нельзя не обратить внимания на то особое состояние предгрозовья, в котором находится природа. Она словно замерла в ожидании, в предвкушении разгула стихии, такой же своенравной и неуправляемой, безграничной, как и русский дух. В этом, пожалуй, весь Шишкин! «Рожь» (описание картины помогает это понять) – полотно-настроение, полотно-ощущение. Автор подмечает, как пробегают по колосьям одиночные порывы ветра, как покачиваются вершины сосен, как кивают из стороны в сторону их огромные лапы. Изображение насыщено скрытой экспрессией, выразительно и динамично. Особое оживление придают полотну летающие низко над землёй ласточки. Они стрелами прочерчивают воздух, подчёркивая тревожное ожидание природой очистительной грозы. Просёлочная дорога лентой вьётся вперёд. На заднем плане высятся силуэты одиночных деревьев. Совсем далеко виднеется зубчатая полоска леса. Там же и небо потемнее, облака сгустились плотной массой. А в центре картины они более светлые, с лёгким розоватым оттенком. Что чувствует зритель, остановившись перед работой Шишкина, созерцая её? Наверное, непреодолимое желание оказаться там, в этом жарком полуденном краю, подставить лицо солнцу, вдохнуть от души пахучий тёплый воздух и почувствовать себя частичкой этой великолепной, вечной природы.

Такова она, живительная сила настоящего искусства!


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *