Организация гражданской защиты

Каждый имеет право на защиту жизни и здоровья от последствий чрезвычайных ситуаций. Обеспечивает это право государство, создавая систему гражданской защиты и другие системы защиты населения.

Гражданская защита – это государственная система органов управления, сил и средств, которая создается для организации и обеспечения защиты населения от последствий чрезвычайных ситуаций техногенного, природного, социально-политического и военного характера.

Чрезвычайная ситуация – нарушение нормальных условий жизни и деятельности людей в результате аварии, катастрофы, стихийного бедствия, крупного пожара, эпидемии, эпизоотии, эпифитотии, применения средств поражения, если это привело или может привести к человеческим и материальным потерям. Пороговые значения интенсивности событий, при превышении или достижении которых событие квалифицируется как чрезвычайная ситуация, определяются центральным органом управления гражданской защитой.

Руководство единой государственной системой гражданской защиты осуществляет Кабинет Министров Украины.

Непосредственное руководство деятельностью единой государственной системы гражданской защиты осуществляет ГСЧС (Государственная служба Украины по чрезвычайным ситуациям).

Единая государственная система гражданской защиты состоит из постоянно действующих функциональных и территориальных подсистем и их звеньев.

Функциональные подсистемы единой государственной системы гражданской защиты создаются в соответствующих сферах общественной жизни центральными органами исполнительной власти с целью защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в мирное время и в особый период, обеспечения готовности подчиненных им сил и средств к действиям, направленным на предотвращение и реагирование на чрезвычайные ситуации. Непосредственное руководство деятельностью функциональной подсистемы осуществляется руководителем органа или предприятия, создавшего такую подсистему.

Территориальные подсистемы единой государственной системы гражданской защиты создаются в Автономной Республике Крым, областях, гг. Киеве и Севастополе с целью осуществления мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в мирное время и в особый период в соответствующем регионе. Непосредственное руководство деятельностью территориальной подсистемы, ее звеньев осуществляется должностным лицом, возглавляющим орган, создавший такую подсистему.

Основными составляющими системы гражданской защиты Украины являются:

1. Органы исполнительной власти всех уровней:

· на государственном уровне – Кабинет Министров Украины; центральные органы исполнительной власти;


· на региональном уровне – областные государственные администрации, Совет Министров Автономной Республики Крым, Киевская и Севастопольская городские государственные администрации;

· на местном уровне – исполнительные комитеты городских советов и районные государственные администрации;

· на объектовом уровне – руководители (администрация) предприятий, организаций, учреждений.

Первые руководители органов исполнительной власти являются начальниками гражданской защиты на своем уровне. Таким образом, начальником гражданской защиты Украины является Премьер-министр Украины, начальником гражданской защиты области – глава областной госадминистрации, города – городской голова (он же, как правило, и председатель горисполкома), района – глава районной госадминистрации, предприятия (организации, учреждения) – первый руководитель (в университете – ректор).

2. Координирующие органы: государственная, региональные, местные комиссии по вопросам техногенно-экологической безопасности и чрезвычайных ситуаций, комиссии по вопросам чрезвычайных ситуаций предприятий, организаций, учреждений.

3. Органы повседневного управления гражданской защитой:

· на государственном уровне – Государственная служба Украины по чрезвычайным ситуациям (ГСЧС), созданная в декабре 2012 г. вместо МЧС Украины;

· на региональном уровне – Главное управление по вопросам чрезвычайных ситуаций, оборонной и мобилизационной работе (подчиняется региональному органу исполнительной власти) и Главное территориальное управление ГСЧС Украины в регионе (подчиняется ГСЧС Украины);

· на местном уровне – Управление (отдел, сектор) по вопросам чрезвычайных ситуаций и гражданской защите населения (для городов и районов);

· на объектовом уровне – Штаб гражданской обороны (несмотря ни на что это название до сих пор сохранилось).

4. Силы и средства (формирования) гражданской защиты:

· Оперативно спасательная служба Украины – создана на основе Войск Гражданской обороны и Государственной службы пожарной охраны в 2003-2005 г.г., предназначена для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций любого характера, формируется на профессиональной основе, подчиняется ГСЧС Украины;

· аварийно-спасательные службы – являются формированиями специализированными и принимают участие в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в соответствии со своей специализацией. По подчиненности подразделяются на:

а) государственные ааварийно-спасательные службы (в ведении министерств и ведомств Украины);

б) коммунальные аварийно-спасательные службы (в ведении местных органов власти);

в) аварийно-спасательные службы общественных организаций;

г) специализированные объектовые аварийно-спасательные службы (в составе предприятий и организаций);

д) служба медицины катастроф (в ведении Министерства здравоохранения Украины).

Аварийно-спасательные службы формируются на профессиональной основе, исключение – аварийно-спасательные службы общественных организаций, где наряду с профессионалами могут работать добровольцы.

5. Фонды финансовых, медицинских и материально-технических ресурсов:

· фондами финансовых ресурсов гражданской защиты являются специальные средства государственного бюджета Украины, а также региональных и местных бюджетов, в которых на мероприятия, связанные с ликвидацией чрезвычайных ситуаций должно выделяться не менее 1% всех средств бюджета;

· фонды материально-технических и медицинских ресурсов – запасы продуктов питания длительного хранения, пищевого сырья, медикаментов, средств защиты и т.п., предназначенные для использования при ликвидации чрезвычайных ситуаций.

6. Система оповещения, связи, информационного обеспечения.

Задачи гражданской защиты:

· предотвращение крупных производственных аварий, ликвидация последствий аварий и стихийных бедствий;

· оповещение населения об угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций;

· защита населения при чрезвычайных ситуациях;

· организация жизнеобеспечения людей в условиях чрезвычайных ситуаций;

· организация и проведение спасательных и других неотложных работ;

· создание и функционирование систем наблюдения, контроля, прогнозирования чрезвычайных ситуаций;

· подготовка и переподготовка руководящего состава и формирований гражданской защиты, обучение населения действиям в условиях чрезвычайных ситуаций.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *