Предмет и методы изучения «Истории государства и права зарубежных стран»

История государства и права зарубежных стран (или её синоним «Всеобщая история государства и права») относится к базовым дисциплинам высшего юридического образования. Ее статус среди других дисциплин, изучаемых будущими юристами, определяется предметом и задачами курса. Как и другие историко-правовые дисциплины, «История государства и права зарубежных стран» призвана сформировать основы профессионального юридического мышления у студентов, что возможно лишь в процессе изучения огромного фактического материала и его концептуального обобщения.

Предметом курса является процесс становления и эволюции правовых и государственных структур, выявление их специфики и своеобразия, с одной стороны, и общих закономерностей развития — — с другой. Важно не только выявить тенденции развития права и государственного строя мира, но и грамотно аргументировать их. Таким образом, курс изучает два важнейших явления социальной истории: государство и право в их взаимосвязи.

Под государствомв историко-правовой науке понимается совокупность учреждений, принципов, установлений и форм реализации политической власти. Определение права отличается большей пестротой и многообразием. Мы будем исходить из того, что право — — это совокупность правил и норм, санкционированных стереотипами общественного сознания (как, например, обычное право) или государством (например, закон или нормативный акт), а также институтов и структурных образований, в рамках которых реализуются те или иные правовые нормы и осуществляется правосудие.

Спорным в историко-правовой литературе остается и вопрос о соотношении правового и государственного развития. Адекватность форм государственности и права составляет важнейшую закономерность развития общества. Соответствие государственных институтов и правовых форм в конкретный исторический период образуют особую структуру, которую можно обозначить как государственно-правовой уклад. Он отражает особенности цивилизации, культуры, правосознания, политических традиций.

Народы многих стран знали расцвет культуры, науки, но они также пережили тиранию, произвол и самоуправство правителей, жизнь людей порой была мучительной. Политическая история знала культ личности, волюнтаризм, периоды застоя общественной жизни, коррупцию чиновников, беззакония и произвол, социальную апатию граждан, классовую, сословную и кастовую солидарность. Уже в ранней древности в некоторых странах власть бюрократии была доведена до абсолюта, правители планомерно и жестоко расправлялись с любого рода инакомыслием, для чего имелись государственные секретные службы. Были там государственный терроризм и геноцид — — поэтому историческая наука имеет моральное право брать на себя роль судей, вынося безжалостные вердикты не только правителям, но и политическим системам прошлого, с позиций современности оценивать юридические древности.


Как и любая другая наука, история государства и права зарубежных стран обладает целым рядом методологических подходов. До середины 90-х гг. в белорусской и российской историко-правовой науке господствовал сугубо материалистический подход, что было связано с доминированием жестких идеологических схем. Это значительно обедняло и затрудняло подлинно научное объяснение правовых и государственных процессов.

В исторической литературе были всегда актуальны проблемы происхождения государства и права, причем одним из наиболее спорных вопросов в историко-правовой науке является происхождение государства и права, а именно, какая из этих форм социальной организации возникла раньше. Одни исследователи считают, что право могло возникнуть лишь в обществе с производящей экономикой, где наблюдалось деление на классы и функционировало простейшее государство. Что же касается первобытных обществ, утверждают они, то применительно к ним речь может идти только об обычаях или социальных нормах родового общества (мононормах). Эти авторы считают неправильным применение понятия «обычное право» к данному примитивному уровню развития человеческого общества. Таким образом, сторонники этой точки зрения понимают под правом лишь санкционированные властью нормы, из чего делают вывод о том, что до появления государства право, как таковое, не могло сформироваться.

Другой подход к проблеме происходит из признания того факта, что уже на ранних стадиях формирования культурных традиций у древних людей задолго до появления признаков государственной организации возникла потребность регулирования отношений между собой. Иначе человек не смог бы противостоять природе и выжить, претерпев многовековую эволюцию. Приверженцы этой концепции утверждают: «Где существует человеческое общество, там существует и право». Тем самым отрицается приоритетное значение государства в процессе генезиса права. В этом случае для характеристики древнейшего первобытного права используются дефиниции «архаическое право», «родовое право», «примирительное право родового строя» и др.

Таким образом, значительные расхождения в выводах исследователей объясняются в основном различным содержанием, которое вкладывается ими в основные понятия курса. Тем не менее большинство ученых признает, что генезис права и государственности приходится на самый ранний период культурной истории человечества и что процесс этот, растянувшийся на столетия, исторически неуловим. В настоящее время преодоление идеологических материалистических подходов привело к распространению методологического плюрализма. Формационный подход уступил место цивилизационному и антропологическому подходам, которые позволяют восстановить исторический процесс развития правовых и государственных институтов в более полном виде, учитывая все грани его проявления.

Основными методами изучения истории государства и права являются:

· Структурно-аналитический, который предполагает изучение отдельных элементов права и государства, выявление их статуса и своеобразия. Применение этого общенаучного метода позволяет выявить взаимосвязи институтов права и государства с другими социальными явлениями.

· Разновидностью структурного метода является структурно-функциональный. Его задача заключается в том, чтобы помочь исследователю уяснить, каким образом функционирует та или иная система, каковы основные механизмы ее развития. В целом структурно-аналитический метод позволяет изучить социальную структуру общества, иерархию его социальных и политических институтов, а также отдельные элементы и их функции.

· Культурологический метод предполагает обособленное изучение права и закона. Право в этом случае рассматривается как важнейший элемент социальной и духовной культуры общества, как императив цивилизационного типа, который отражается в морали и религии.

· Сравнительно-исторический методоснован на том, что выявленные исторические факты полнее раскрывают свое значение при сравнении, сопоставлении их с серией других сходных фактов.

Эти методы используют следующие научные приемы:

1) аналогию;

2) экстраполяцию.

Аналогия применяется в случаях изучения явлений, сведения о которых неточны, неполны или фрагментарны. Умозаключением по аналогии является вывод о сходстве некоторых явлений в каких-либо определен­ных отношениях, сделанный на основании их сходства в других отно­шениях.

Экстраполяцией называется распространение выводов, полученных в ходе исследования одной части явления (процесса), на другую его часть. В тех случаях, когда объектом исследования является исторический процесс, выводы, полученные в результате исследования завершившейся ступени развития, помогают понять его настоящее и предвидеть грани­цы будущего, то есть предоставляют возможность научного прогнози­рования.

· Системно-структурный методэффективен при исследовании самоуправ­ляющихся систем, состоящих из множества взаимодействующих эле­ментов. Их анализ предусматривает: изучение структуры элементов; их внутренние и внешние связи; выявление системообразующих элемен­тов. Вышеназванными методами осуществляются исследования качествен­ных сторон исторического процесса. При исследовании его количест­венных сторон наука использует статистический метод.Он помогает от­делить необходимое от случайного, выявить закономерность опреде­ленных процессов, связанных с массовыми явлениями. Работа с число­выми показателями позволяет выявить протяженность, распространен­ность, темпы развития и другие стороны процесса.

· Формально-юридическийметод, предполагающий изучение событий и фактов, требующих объяснения с помощью юридических терминов, логики и правовых конструкций. Этот метод означает владение техникой обработки законодательных предписаний и других источников права.

Традиционно история государства и права зарубежных стран изучается в хронологи­ческих рамках четырех основных периодов:

• история государственно-правовых институтов Древнего мира(IV тыс. до н.э. -V в. н.э.);

• история государственно-правовых институтов Средних веков(V в. — — XVII — — XVIII вв.);

• история государственно-правовых институтов Нового времени(XVII — -XVIII вв. — — конец XIX в.);

• история государственно-правовых институтов Новейшего времени(XX в. — до настоящего времени ).

Схема 1.

Относительно близких по содержанию предметов следует сказать ,что история государства и права зарубежных стран более всего связана с другими историческими науками(курсами) — — историей государства и права Республики Беларусьи других славянских народов.

История государства и права зарубежных стран тесно связанастеорией государства и права.Теория государства и права, также изучающая закономерности развития государства права, отражает исторический процесс в абстрактной форме, освобожденной от всех исторических случайностей. Она вырабатывает свою систему общеправовых понятий и категорий, которыеиспользуются в истории государства и права. История государства и права зарубежных стран изучает конкретные процессы развития государственно-правовых институтов и явлений, развивающихся в хронологической последовательности на определенном историческом пространстве.

История политических и правовых учений изучающая возникнове­ние, развитие и эффективность государственных и правовых учений в их исторической конкретности и хронологической последовательности также находится в тесной взаимосвязи с историей государства и права зарубежных стран. Поэтому важно выяснить, в какой степени и как идейно-теорети­ческие установки оказали влияние на развитие государственно-право­вых институтов изучаемой страны: ведь люди руководствуются определенными идеями, теориями, учениями, в которых в той или иной мере воплощаются их политические идеалы и цели. Этим и определяется значимость изу­чения проблематики истории политических и правовых учений для ис­тории государства и права. Графически соотношение этих наук выражено на сх. 1.

Контрольные вопросы

· Что изучает история государства и права?

· Какие методы используются при изучении истории государства и права?

· Что такое “цивилизационная культура” и какое отношение к ней имеет исторически сложившаяся правовая и политическая культура?



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *