Выписка из рабочей программы[493]

Цель освоения дисциплины

а также умение пользоваться ими на практике.

Цели курса:

Формирование у студентов понимания основных проблем в области управления человеческими ресурсами в современных организациях

Формирование научных представлений об основных направлениях деятельности в области управления человеческими ресурсами в современных организациях

Изучение практического опыта работы по управлению персоналом в современных организациях

адачи дисциплины и компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

 

В итоге изучения курса, направленного на развитие системных компетенций и специальных компетенций в области изучаемой дисциплины студент должен знать и уметь использовать в практической деятельности научные основы управления персоналом, основные концепции и этапы развития этого раздела менеджмента; проводить анализ и описание работы; уметь планировать потребность в персонале и знать основные методы испытания и отбора персонала; иметь представление о планировании продвижения персонала; уметь ориентироваться в системе мотивов, потребностей и ценностей персонала организации; владеть системами оценки достижений работников; знать процедуры оценки труда и системы материального и морального стимулирования

В соответствии с ООП ВПО по данному направлению и профилю подготовки процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций или их элементов.

 

Общекультурные компетенции:

лизу информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-5);

готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-7);

способностью находить организационно-управленческие решения и готовностью нести за них ответственность (ОК-8);

умением использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-9);

стремлением к личностному и профессиональному саморазвитию (ОК-10);

способностью анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-13);

 

Профессиональные компетенции:

знанием основных этапов эволюции управленческой мысли (ПК-1);

деление полномочий и ответственности на основе их делегирования (ПК-2);

готовностью к разработке процедур и методов контроля (ПК-3);

способностью использовать основные теории мотивации, лидерства и власти для решения управленческих задач (ПК-4);

цессов групповой динамики и принципов формирования команды (ПК-5);

владеть различными способами разрешения конфликтных ситуаций (ПК-6);

зационных коммуникаций (ПК-7);

способностью оценивать условия и последствия принимаемых организационно-управленческих решений (ПК-8);

сурсами организаций, планировать и осуществлять мероприятия, направленные на ее реализацию (ПК-13);

владеть современными технологиями управления персоналом (ПК-14);

способностью учитывать аспекты корпоративной социальной ответственности при разработке и реализации стратегии организации (ПК-16);

готовностью участвовать в реализации программы организационных изменений, способностью преодолевать локальное сопротивление изменениям (ПК-17);

стью эффективно выполнять свои функции в межкультурной среде (ПК-25);

умением проводить аудит человеческих ресурсов и осуществлять диагностику организационной культуры (ПК-37);

 

 

В результате изучения базовой части цикла обучающийся должен:

ЗНАТЬ:

место управления персоналом в общей системе управления организацией,

• функции, содержание и методы управления персоналом

принципы управления персоналом и функционального разделения труда;

сами;

основные положения и технологии кадровой политики;

основы мотивации поведения в процессе трудовой деятельности;

основы профессиональной и организационной адаптации;

• вопросы возникновения и разрешения конфликтов в коллективе.

уметь:

управленческого характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения и оценивать ожидаемые результаты;

• выбирать основные методы управления персоналом в зависимости от оценки эффективности работы по управлению человеческими ресурсами организации.

составлять основные нормативные документы, регламентирующие деятельность по управлению человеческими ресурсами.

 

владеть:

 

• основными методами оценки эффективности работы по управлению человеческими ресурсами в организации;

• современными методами управления человеческими ресурсами для достижения высокой эффективности работы организации.

 

 

Содержание разделов дисциплины

 

1

 

 

 

 

9

МИ

Введение в управление персоналом

сти управления персоналом в США, Японии и России. Система управления персоналом.

2

Стратегия управления персоналом и кадровая политика

ла организации.

3

 

Персонал как объект управления

Классификация персонала в РФ по квалификационным признакам. Классификация персонала современной организации. Персонал, как субъект и объект управления. Основные характеристики персонала, как объекта управления

Аспекты управления человеческими ресурсами, связанные с компетентностью. Понятия компетентности и компетенции

Составляющие компетентности

4

САМИ

ганизация и функции

разделений предприятий. Функциональное разделение труда и организационная структура СУП.

5

6

СУРСАМИ

Планирование человеческих ресурсов

фективность планирования. Методы планирования.

7

Процесс подбора персонала

8

Процесс отбора и найма персонала

Содержание процесса отбора персонала. Надежность методов отбора. Распределение ответственности между линейными руководителями и кадровыми службами предприятий. Этапы отбора. Методы отбора: интервью, тестирование, исследование автобиографических данных и опыта работы кандидатов. Оценка эффективности.

Адаптация персонала

ции.

 

РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ

Обучение и развитие персонала

10

 

УПРАВЛЕНИЕ ВОЗНАГРАЖДЕНИЕМ

Системы оплаты труда и поощрения персонала

11

Оценка персонала

ной системы оценки. Методы оценки. Использование результатов оценки. Возможные ошибки при проведении оценки. Аттестация персонала. Нормативная база для проведения оценки.

12

Эффективность управления человеческими ресурсами

Оценка эффективности управления человеческими ресурсами. Аудит человеческих ресурсов. Оценка человеческих ресурсов при помощи исследования.

 

вопросов к зачету по всему курсу

1. Каковы основные направления деятельности по управлению персоналом?

2. Как строится современная система управления персоналом?

3. Современная концепция управления человеческими ресурсами: сущность и составляющие концепции.

4. Охарактеризуйте сущность и содержание классических теорий управления персоналом. Назовите представителей этих теорий.

5. Охарактеризуйте сущность и содержание теорий человеческих отношений. Назовите представителей этих теорий.

6. Охарактеризуйте сущность и содержание теорий человеческих ресурсов. Назовите представителей этих теорий.

7. В чем заключается философия управления персоналом?

8. Дайте определение и объясните термин — «персонал».

няемым в производственном процессе?

На какие группы разделяется управленческий персонал в России и в чем их отличие?

Какие особенности имеет персонал как объект управления?

Какие основные характеристики персонала, как объекта управления?

13. Дайте определение кадровой политики.

14. Какие существуют типы кадровой политики по степени влияния руководства организации на кадровую ситуацию?

15. Какие существуют типы кадровой политики по степени открытости организации?

Охарактеризуете пассивную кадровую политику?

Охарактеризуете реактивную кадровую политику?

Охарактеризуете превентивную кадровую политику?

Охарактеризуете активную кадровую политику?

зации?

21. В чем различие понятий «управление персоналом» и «управление человеческими ресурсами»?

22. Каковы общие принципы распределения ответственности и полномочий по управлению человеческими ресурсами между линейными и кадровыми менеджерами?

23. Каковы основные функции подразделения по управлению персоналом?

24. Каковы основные цели планирования потребности в персонале?

25. Какие основные факторы необходимо учитывать при планировании человеческих ресурсов организации?

26. Из чего состоит процесс планирования человеческих ресурсов?

27. Каково распределение ответственности при планировании человеческих ресурсов?

28. Какие методы применяются при планировании персонала?

29. Какие основные принципы используют при планировании персонала?

30. Какова роль и место анализа работы в управлении человеческими ресурсами организации?

31. Какие задачи решаются при анализе работ?

32. Какие методы для сбора информации используются при проведении анализа работ?

33. Каким образом составляется описание должности, и с какой целью используется?

34. Дайте определение должностной инструкции. Какова ее структура, и какие требования предъявляются к ее оформлению.

35. Каково распределение ответственности в процессе проведения анализа работы между линейными руководителями и специалистами по персоналу?

36. Какие решения принимаются в процессе подбора персонала?

37. Как производится классификация вакансий?

38. Каким образом можно произвести оценку потребностей в подборе персонала?

39. Какие мероприятия определяют успех в подборе персонала?

40. С какой целью, и каким образом составляется заявка для подбора персонала? Какую информацию она содержит?

41. Из каких этапов состоит процесс подбора персонала?

42. Как можно классифицировать источники набора персонала?

43. Каковы преимущества внешних и внутренних источников подбора персонала?

44. Каковы недостатки внешних и внутренних источников подбора персонала?

45. Подробно охарактеризуйте внутренние источники подбора персонала.

46. Что относится к внешним источникам подбора персонала.

47. Каким образом осуществляется подбор персонала с помощью сторонних организаций?

48. Охарактеризуйте технику проведения интервью.

49. Из каких этапов состоит процесс оформления кандидатов на работу?

50. Из каких этапов состоит процесс отбора персонала?

51. Какие критерии используются при отборе кандидатов?

52. Какие методы профессиональной оценки используются при отборе кандидатов?

стики и принципы этого метода, преимущества и недостатки?

стики и принципы этого метода, преимущества и недостатки?

55. Что такое психологические тесты и в чем их назначение? Какие виды психологических тестов используются при отборе кандидатов?

56. Каково распределение ответственности в процессе проведения подбора и отбора персонала между линейными руководителями и специалистами по персоналу?

57. Какие различают виды адаптации работников?

58. Какие могут быть цели адаптации работников?

59. Какие проводят процедуры и действия в рамках программы адаптации?

60. Какие существуют этапы адаптации, и чем они характеризуются?

61. В чем отличие понятий «оценка» и «аттестация» персонала?

62. Каковы основные цели оценки персонала?

63. Какая существует взаимосвязь оценки персонала с общей системой управления персоналом?

64. Каковы принципы эффективной оценки персонала?

65. Каковы составляющие процедуры оценки персонала?

66. Какие методы используют при оценке персонала?

67. Как осуществляется оценка персонала методом анализа достижения целей?

68. Как осуществляется оценка персонала на основе моделей компетенций?

69. Что такое профиль компетенций и модель компетенций?

70. Как распределяется ответственность в процессе обучения персонала между линейными руководителями и специалистами по персоналу?

71. Из каких составляющих складывается процесс обучения персонала?

72. Каким образом проводится оценка потребностей в обучении персонала?

73. Какие методы используются при обучении персонала?

74. Как можно оценить эффективность обучения персонала?

75. Что включает в себя компенсационный пакет?

76. Из чего состоит процесс управления оплатой труда?

77. Что такое трудовая мотивация и стимулирование? На какие группы разделяют теории мотивации? Охарактеризуйте особенности каждой группы.

78. Какие теории мотивации относятся к содержательным теориям?

79. Какие теории мотивации относятся к процессуальным теориям?

Каковы исходные положения теории мотивации, представленные в модели Л. Портера — Э. Лоулера?

81. Какова роль линейных руководителей в определении политики оплаты персонала подразделения? Какова ответственность в этой работе специалистов по персоналу?

 


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *